Интервью с Алёной Водонаевой
Степанов: мотоциклы притягивают женщин
Видео доступно тут >>>
Алена Водонаева – телеведущая:
Здравствуйте, дорогие мои, с вами Алена Водонаева. И сегодня в нашей студии очень необычный человек Максим Степанов, байкер и владелец автомастерской по производству трайков «Мотолюбер». Привет, Максим.
Максим Степанов – байкер:
Привет, Алена.
Алена Водонаева:
Ну, для меня это действительно удивительный такой опыт – общение с таким интересным человеком. Хочется узнать все в подробностях на эту тему. И хотелось бы первый вопрос вот как раз задать на тему того, как все это у тебя началось, как ты понял, что это твоя стезя? Что такое байкерство в твоей жизни и как ты к этому пришел?
Максим Степанов:
Разреши, поправлю не автомастерская, а мотомастерская.
Алена Водонаева:
Мотомастерская правильно?
Максим Степанов:
Да. Ты знаешь, в 2003 году поехал в Америку в Дайтону, штат Флорида, и там проводится ежегодный некий Байктоберфест, и там увидел трехколесные монстры с огромными V-образными восьмицилиндровыми моторами, и загорелся.
Алена Водонаева:
Это была твоя первая поездка?
Максим Степанов:
Да.
Алена Водонаева:
А как так решиться на такой длительный путь в первый раз?
Максим Степанов:
Ну, на самом деле нет, т.е. это была первая поездка моя, просто решили с товарищем сделать такой некий трип от океана до океана. Прилетели в Лос-Анджелес, взяли мотоциклы и рванули на другую часть континента. Рекомендую.
Алена Водонаева:
Ой, а что было в этом приключении? Расскажи.
Максим Степанов:
На самом деле, я уже много континентов таким образом пересек. Но Америка, она наиболее комфортабельна для подобных вещей. Везде можно найти кров где-то там помыться, отдохнуть и т.д.
Алена Водонаева:
Там много мотелей, да? Вдоль дороги.
Максим Степанов:
Мотели, гостиницы и много мест, которые стоит посмотреть – Гранд-Каньон, Йеллоустоун (Yellowstone National Park) и т.д.
Алена Водонаева:
И сколько длилось ваше путешествие?
Максим Степанов:
Всего 9 дней. Просто это очень необычно, когда ты едешь, ты проезжаешь в день 500-600 километров. Каждый день ты ночуешь в новом месте и с новым климатом, с новым часовым поясом, с новым антуражем, в новом месте. Весьма забавно.
Алена Водонаева:
А какие-то такие яркие впечатления были, воспоминания или приключения именно в Америке?
Максим Степанов:
Ну, на самом деле у нас было две цели. Первая – это пересечь Америку от океана до океана. А вторая – это приехать во Флориду на…
Алена Водонаева:
Фестиваль, да?
Максим Степанов:
На Байктоберфест. Самое яркое впечатление – это, конечно, Байктоберфест. Это первый раз в жизни я увидел 500 тысяч байкеров, собранных в одном месте. И все они были на довольно диковинных для нас мотоциклах.
Алена Водонаева:
Но вот, а как к этому можно было прийти? Т.е. откуда ты узнал про этот фестиваль? Как вы вообще решились на это приключение? Т.е. как-то все равно внутри должно было что-то зажечься такое там, прям сцепление, проводочки, что вот хочу вот такой опыт в жизни получить, хочу вот туда пойти.
Максим Степанов:
Ездил в Москве. До этого был в Японии, проехал по России, по Европе. И знал, что Мекка байкеров находится в Америке – это Дайтона. И в принципе каждый уважающий себя байкер знает, где она находится и когда она проходит.
Алена Водонаева:
В каком возрасте ты почувствовал любовь к мотоциклу?
Максим Степанов:
Ну, наверное, как и многие из мальчишек, в детстве в 10-12 лет.
Алена Водонаева:
Родители сразу же разрешили тебе садиться?
Максим Степанов:
Ну, я ездил на мотоцикле дедушкином, потом на папином, а потом уже, когда подрос, купил себе уже свой.
Алена Водонаева:
Т.е. у вас это семейное, да? Все любили мотоциклы.
Максим Степанов:
Раньше было не то, что модно, а просто люди на них ездили постоянно. Т.е. мотоцикл с коляской – это было транспортное средство, которое было более доступно, чем машина.
Алена Водонаева:
Но это не так экстремально, как те мотоциклы, на которых ты, к примеру, ездишь. Мотоцикл с коляской, на таком и я проеду куда-нибудь до гастронома за сосисками. Совершенно спокойно в каске.
Максим Степанов:
Причем не только за сосисками, мы ездили в основном за сеном.
Алена Водонаева:
Т.е. в люльке еще и сено можно было возить, да?
Максим Степанов:
Да, конечно.
Алена Водонаева:
А сейчас ездят на таких мотоциклах?
Максим Степанов:
По Москве просто не очень, наверное, удобно сено возить.
Алена Водонаева:
Максим, а вот смотри, вот у многих людей сложился такой народный образ. Байкер – это такой сильный, смелый мужчина в коже, свободный, любящий ветер, любящий приключения. Вот насколько этот образ расходится с реальным байкером?
Максим Степанов:
Конечно, он расходится. В основном байкеры они все тощенькие, субтильные, вот такие, как я, к примеру.
Алена Водонаева:
Ну, нет. Ну, скажи честно.
Максим Степанов:
Все люди разные, но, конечно, образ байкера он такой, как ты описала. Мотоциклисты стараются ему соответствовать. Но и немножко терминологии скажу. На Западе байкером называется человек, который ездит либо на мотоцикле Harley-Davidson, либо мотоцикле американского производства с V-twin'ом, т.е. это мотор такой V-образный двухцилиндровый. Все остальные там мотоциклисты. У нас в стране почему-то байкерами называют всех. Хотя это не правильно.
Алена Водонаева:
А, кстати, насколько сильно отличается вот культура в нашей стране от этой культуры на Западе? Раз мы заговорили про Америку, я так понимаю, что там, на мотоциклах вообще ездят и простые парни, и фермеры, и довольно такой распространенный вид транспорта. И могут позволить мотоцикл себе даже не совсем богатые молодые люди. А у нас вот почему-то как раз таки многие богатые бизнесмены после работы там, в свободное от бизнеса время, они вот садятся на мотоцикл вечером и начинают.
Максим Степанов:
Да, у нас такое модное явление. Но на самом деле, раз мы заговорили о мотосубкультуре, то у нас в России она только проходит этап становления. На Западе, особенно в Америке, эта субкультура давным-давно сложилась. Она имеет столетнюю историю, столетние корни. Она по-разному развивалась, там были интересные моменты. Ну, например, такие, как вот жилеты.
Алена Водонаева:
Какие? Вот такие?
Максим Степанов:
Да. Например, в 60-70-х годах эти жилеты были только джинсовые. Потому что считалось, что носить кожаную одежду – это удел, скажем так, сексуальных меньшинств. Потом ситуация в корне изменилась и, значит, байкеры начали носить кожаную одежду. Там кожаные штаны, кожаные жилеты, кожаные куртки. Но это в основном из-за того, что такая одежда предохраняла при падениях там от ушибов, увечий, каких-то ранений, ссадин.
Алена Водонаева:
Т.е. с сексуальной темой это вообще никак не связано?
Максим Степанов:
Сейчас уже да. А когда-то было связано. Потом существовала разная, ну, и сейчас существует, различные течения байкеров. Хулиганские группы были, они, правда, и сейчас есть. Те, которые занимаются некими высокодоходными видами бизнеса. Но в основном на Западе эти высокодоходные виды бизнеса нелегальны.
Алена Водонаева:
А что это за виды бизнеса?
Максим Степанов:
Это наркотики, это проституция, это притоны.
Алена Водонаева:
Байкеры и проститутки?
Максим Степанов:
Ну, есть различные клубы известные, это международные клубы, которые занимаются этими видами бизнеса.
Алена Водонаева:
А какое отношение к этому имеют байкеры?
Максим Степанов:
Они содержат какие-то публичные дома или какие-то там кофешопы.
Алена Водонаева:
А-а-а, они содержат.
Максим Степанов:
Да.
Алена Водонаева:
Что в нашей стране вот байкерство и вот эта как раз культура, это что? Вот на сегодняшний день.
Максим Степанов:
Это, скорее, хобби. Ну, некий стиль жизни тех людей, которым нравится передвижения на мотоцикле, которым нравится сам мотоцикл. Которым нравится ощущение некой свободы, когда ты едешь на мотоцикле. Люди объединяются по, ну, например, кому-то нравятся там мотоциклы Yamaha, кому-то нравятся мотоциклы Honda, кому-то нравятся мотоциклы Harley-Davidson.
Алена Водонаева:
Но это как раз такие демократичные общества, когда, например, люди объединяются по марке мотоцикла Harley. А есть ведь на самом деле такие иерархии просто, когда есть цвета клубов, когда есть казначейство. Есть такие люди, там у них все схвачено, там они все друг друга знают. И что-то совершенно отлично от того, как, например, любители Harley там встретились, покатались и все.
Максим Степанов:
Да. Ну, вот я являюсь членом клуба Harley-Davidson Russia (Россия). У нас тоже есть некая иерархия, но она весьма условная.
Алена Водонаева:
Ну, расскажи.
Максим Степанов:
Т.е. у нас есть члены совета, их 9 человек. У нас есть Road Captain – это люди, которые при следовании колонны ведут колонну, т.е. предохраняют ее там от каких-то нежелательных вещей.
Алена Водонаева:
Когда они сзади едут или?..
Максим Степанов:
По бокам.
Алена Водонаева:
По бокам. А в колонне сколько мотоциклов?
Максим Степанов:
Ну, разное количество. Вообще 86 членов клуба у нас. Есть казначей, который ведает деньгами. Есть даже оценочная комиссия из 3 мотоциклистов, которые смотрят за финансами клуба. Есть некие суппорты – это стремящиеся попасть в клуб, которые проходят кандидатский там минимум, кандидатское время, стажировку.
Алена Водонаева:
Т.е. туда просто так еще и не попасть. Если вот я сегодня решу стать байкером и подруг приведу?
Максим Степанов:
То можно стать байкером, но через какое-то время.
Алена Водонаева:
Вот как проходит подготовка и вот этот кастинг?
Максим Степанов:
Тебе нужно с нами поездить, мы должны на тебя посмотреть. Может быть, ты должна будешь выполнить какие-то поручения, может быть, мы можем тебе помочь. Потом у тебя должно быть два порученца, которые за тебя скажут, что вот Алену надо взять.
Алена Водонаева:
Но это наверняка занимает очень много времени.
Максим Степанов:
Например, у нас в клубе есть план мероприятий на следующий год – 15-20 мероприятий, включая открытие, сезон закрытия, сезонов поездки различные.
Алена Водонаева:
Ну, Максим, какие могут быть поездки? Вот несется такая колонна 90 мотоциклов, куда едут все эти люди? Вот я, например, иду с авоськами… Это на самом деле очень любопытно.
Максим Степанов:
На самом деле мы такой толпой никуда в основном не ездим. Да, такими группами большими мы собираемся только на открытие – закрытие. Но и обычно бывает не 90 мотоциклов, а порядка 150-200. Потому что во время открытий – закрытий приезжают наши гости, наши друзья, приглашенные и т.д. А мероприятия, ну, к примеру, наш клуб является частичкой Ассоциации клубов Harley-Davidson Европы. В Европе каждый год проводят «Super Rally». Значит, какая-то страна приглашает все остальные страны, клубы остальных стран, на некий митинг «Super Rally». И раз в году все туда едут.
Алена Водонаева:
А вы как-то дружите между собой? В разных странах вы знаете друг друга по клубам?
Максим Степанов:
Ну, конечно. Просто общаемся, рассказываем о себе, они рассказывают о себе. Мы приглашаем на наше Национальное Ралли, например, по Золотому кольцу и т.д. Т.е. приезжают там те же австрийцы, немцы, англичане в Россию.
Алена Водонаева:
Сильно ли отличается наша субкультура?
Максим Степанов:
Мотоциклетная?
Алена Водонаева:
Да.
Максим Степанов:
Ну, я думаю, да. Сильно.
Алена Водонаева:
В каждой стране она своя?
Максим Степанов:
Да.
Алена Водонаева:
А еще, кстати, вот раз мы заговорили про субкультуру. Есть такое понятие, как «Old School», да? Это старая школа. Что вот в наше раньше то было лучше там… И очень часто это можно услышать вот как раз таки в различных субкультурах, различных сферах. Есть ли среди байкеров вот такие высказывания, что вот в наше время было лучше, раньше было как-то поинтересней, получше? Вот на сегодняшний день.
Максим Степанов:
Прошлого как такового в России нет. Ну, т.е. были когда-то там…
Алена Водонаева:
Но было начало.
Максим Степанов:
Да, люди, которые увлекались там «Минсками», «Явами», «Чезетами», но это не было байкерской субкультурой. Это было просто увлечение мотоспортом, ездой на мотоцикле.
Алена Водонаева:
Вы делаете что-то для того, чтобы развить эту область и чтобы потомки, они как-то получили что-то большее вот, может быть, где-то не проходили тем тернистым путем, не спотыкались на тех же самых ошибках?
Максим Степанов:
Мы каждый год проводим Мото-выставки в России, где показываем, в том числе, и мотоциклы, собранные своими руками, так называемый, кастомайзинг. В этом году российский кастомайзинг шагнул далеко вперед. Например, в этом году в Южную Дакоту на Чемпионат мира по кастомайзингу член нашего клуба вывез мотоцикл, которая создала его мастерская, и выиграл очень известный мировой конкурс Rat`s Hole Show. В этом году в первый раз первый русский выиграл Международное Custom Show. Т.е. о нас начали узнавать на Западе. Мне кажется, что это является важной вехой развития субкультуры, custom-строительства, ну, всего российского мотоциклетного мира.
Алена Водонаева:
Это да прокладывание пути.
Максим Степанов:
Да. И такие люди, как вот Сергей Мальцев, который выиграл этот конкурс, они есть. Есть мастерские, которые делают мотоциклы, которые делают райки. Эти мотоциклы вывозятся на выставки в Европу, в Америку. И тем самым мы показываем, что можем сделать мы. И на этих выставках мы обмениваемся опытом, обмениваемся некими достижениями в строительстве техники.
Алена Водонаева:
Но у тебя тоже есть мастерская по производству трайков.
Максим Степанов:
Да.
Алена Водонаева:
Я знаю, что они стоят очень недешево. И мне просто интересно, кто же покупает их. Пользуются ли они спросом? Ну, я знаю, что они пользуются, просто интересно будет нашим зрителям.
Максим Степанов:
Это все-таки искусство, как мне кажется. Потому что, например, мы сейчас делали 4 модели трайков и каждая из моделей в единичном экземпляре, т.е. их всего 4.
Алена Водонаева:
Но они же все равно продаются? Т.е. искусство искусством, но оно ж делается для того, чтобы…
Максим Степанов:
Мы делаем все вручную, т.е. мы делаем свою раму, свою ходовую, свою трансмиссию, свою рулевую. Естественно таких штук не делает никто более в мире. И поэтому они и ценятся. Т.е. мастерская из трех человек занимается трайком год.
Алена Водонаева:
Одним?
Максим Степанов:
Одним. Это работа дизайнера, это работа моделиста, это работа механиков, это работа проектировщиков. Это очень дорого, но такие вещи запоминаются.
Алена Водонаева:
Их покапает кто-нибудь просто для себя, не для шоу, а вот обычный человек, который любит мотоциклы, который любит быструю езду?
Максим Степанов:
Они заказывают что-то похожее на что-то. Потому что выдумать что-то из ничего невозможно. Т.е. человек увидел и говорит: «Во, я хочу такой же, только в другой расцветке». Человек должен, наверное, как бы тешить свое самолюбие, когда он едет на трайке и все говорят: «Вау!».
Алена Водонаева:
Ну, ты знаешь, мы живем в странной стране. У нас люди покупают себе дорогие машины с низкими подвесками, по нашим дорогам ездят, отбивают их только потому, что это модно там. Поэтому, может, есть чудаки, которые и на трайках любят поездить, чтобы все сказали: «Вау!».
Максим Степанов:
Ну, такие чудаки есть, которые ездят для того, чтобы привлечь к себе внимание по Фрейду.
Алена Водонаева:
Вы тщеславные люди?
Максим Степанов:
Не без этого.
Алена Водонаева:
Хотела спросить еще про мастерскую, вернуться. Много ли таких мастерских в России, как твоя?
Максим Степанов:
Те, кто делает трайки, таких мастерских порядка 2-3.
Алена Водонаева:
По всей России?
Максим Степанов:
Да, по всей России. А тех, которые делаю мотоциклы, ну, десятки. Я думаю, что где-то полтора десятка будет в России.
Алена Водонаева:
А вот те, которые делают трайки и твоя мастерская, чем они отличаются от твоей?
Максим Степанов:
Я единственный, кто делает трайки с автомобильными движками. Т.е. я ставлю туда двигатель объемом 5,7 литров «Шевроле», т.е. это большие V-образные восьмицилиндровые моторы. Остальные мастерские они делают трайки на базе мотоциклов. Т.е. это мотоцикл, сзади приделываются 2 колеса – получается трайк.
Алена Водонаева:
Ну, можно сказать, что ты и ваша мастерская самая лучшая на данный момент в России?
Максим Степанов:
Конечно, можно.
Алена Водонаева:
Можно? Нужно? Можно. Я скажу, что Максим Степанов и его мастерская самые лучшие. Еще очень важный вопрос. Вот есть ли в этой субкультуре место для женщины? Вообще, какое место занимает женщина в жизни байкеров? И может ли она вообще стать байкером?
Максим Степанов:
Более того, в России появляются женские Мото-клубы. Есть клубы, куда женщин не принимают.
Алена Водонаева:
А почему?
Максим Степанов:
Ну, видимо, это объясняется некой такой супер-пупер брутальностью клуба. Но, например, в наше клубе, у нас есть женщины. Они полноправные члены и обладают всеми правами и свободами.
Алена Водонаева:
По настоящему тоже в кожаных брюках с распущенными волосами?
Максим Степанов:
Да, в кожаных жилетках.
Алена Водонаева:
Вот, например, летом. Сажаете ли вы, когда едете куда-нибудь красивых девушек сзади, которые вас обнимают и волосы у них развиваются?
Максим Степанов:
Байкер любит мотоцикл, любит на нем ездить. И, естественно, мотоциклы привлекают женское внимание. Т.е. я думаю, что многие катают красивых девушек.
Алена Водонаева:
А вот просто какие-нибудь поклонницы, которые…
Максим Степанов:
А Фан-клуб?
Алена Водонаева:
Да. Пирожки вам пекут, приносят в корзиночках.
Максим Степанов:
На самом деле у нас члены клуба в основном состоявшиеся люди.
Алена Водонаева:
И в плане семьи тоже, да?
Максим Степанов:
Да, и в плане семьи тоже. Поэтому у нас процветает семейственность.
Алена Водонаева:
А как можно совместить семью и такой вот опасный, экстремальный стиль жизни?
Максим Степанов:
У многих парней жены ездят тоже на мотоцикле, тоже являются членами клуба.
Алена Водонаева:
И дети тоже являются членами клуба и в маленьких шлемиках тоже ездят.
Максим Степанов:
Да, мы иногда устраиваем детские праздники и для детей членов клуба. Там Новый год, День рождения клуба.
Алена Водонаева:
А ты бы хотел, чтобы твои сыновья вот стали байкерами?
Максим Степанов:
Это опасно. Люди гибнут.
Алена Водонаева:
Что подстегивает?
Максим Степанов:
На все есть воля Божья. Нужно быть аккуратным, следить за собой.
Алена Водонаева:
Если б я была женой байкера, я бы очень переживала.
Максим Степанов:
Можно попросить у мужа расписочку какую-нибудь, завещание заранее.
Алена Водонаева:
Ну, не из-за этого. Кому достанется мотоцикл… Мне.
Максим Степанов:
Ну, многие мои друзья они как бы застрахованы. Страхуешь жизнь, здоровье. Кое-кто даже пишет завещание.
Алена Водонаева:
Тебе же уже не важно будет после того как.
Максим Степанов:
Тебе не важно, а твоим близким важно. Тьфу-тьфу-тьфу, конечно. Ты разбился, а твоя семья при этом не пострадала. Финансово хотя бы.
Алена Водонаева:
Не, ну, это вообще! Это так цинично. Семья пострадала, потому что…
Максим Степанов:
Только морально.
Алена Водонаева:
Лишились мужчины, папы, мужа, любимого человека. Неужели не?...
Максим Степанов:
Согласен. Да, но это жизнь.
Алена Водонаева:
Но это опасная жизнь!
Максим Степанов:
Но если тебе нравится этим заниматься – занимайся.
Алена Водонаева:
А как ты думаешь, когда-нибудь утихомиришься? Будет ли такое, что, скажешь: «Нет, все! Не могу рисковать больше. Нужно так потихоньку, конечно, увлекаться этим делом, но уже не так фанатично, как раньше»?
Максим Степанов:
Ну, вряд ли. Пока таких мыслей нет. Т.е. я видел, например, в Америке дедушек там 70-летних, которые гоняли на мотоциклах. Вот, например, в августе был в Стурджисе и по дороге встретил дедушку, который ехал на Харлее там 69-го года выпуска. Мы с ним разговорились. Он пришел в 69-м году из армии с Вьетнама, купил этот мотоцикл. И вот уже, сколько там, 40 лет ездит на одном и том же мотоцикле.
Алена Водонаева:
Ну, и ты тоже планируешь лет до 70?
Максим Степанов:
Ну, да. Почему бы нет.
Алена Водонаева:
Ну, что же. Я тебе желаю всего хорошего. Желаю, в первую очередь, здоровья, безопасности, попутного ветра, как говорится и интересных приключений и открытий. Очень было интересно с тобой пообщаться. Спасибо тебе большое.
Максим Степанов:
Спасибо.
Алена Водонаева:
Счастья тебе и твоей семье, Максим. С нами был Максим Степанов и Алена Водонаева. До встречи через неделю. Пока.