1 сент. 2010 г.

Путешествие на мотоцикле

Наталья БАТАЛОВА
Санкт-Петербург

Полная самых добрых чувств и приятных впечатлений от мотослета Narva Bike 2008 и поездки в Таллин, я возвращалась из Эстонии. Путешествие удалось! И вот граница... А дальше - как в дурном сне: козни судьбы.
ТАК НЕ БЫВАЕТ!
Припарковала свой Honda 1100C Shadow у шлагбаума, на островке безопасности. Лил дождь. До окончания действия моей визы оставалось всего шесть часов, так что поспешила на терминал оформлять выезд из страны. Примерно через час ко мне подошли полицейские.
- Это вы оставили мотоцикл у погран-зоны? - спросил констебль на русском языке.
- Да, а в чем дело?
- С ним произошла авария.
- ??? Шутите? - как это с мотиком сама по себе могла «произойти авария»?
- Перед вами двое полицейских при исполнении - какие шутки!
Внутри у меня будто что-то оборвалось: так не бывает! Не на скорости на трассе, не в городе, а стоя в приграничной зоне - и авария?
ВАЛИТЕ В РОССИЮ - ТАМ И РАЗБИРАЙТЕСЬ.
Вероятно, ситуация развивалась следующим образом: водитель питерского (родного!) автобуса с пассажирами, поворачивая к погранзоне, срезал угол и заехал на островок безопасности, где и стоял мотоцикл. Видел он аппарат или нет - не знаю. Но тем не менее подцепил его за заднее колесо, развернул, протащил пару метров, переехал переднее колесо и впечатал моц в киоск обмена валюты. И вот: передняя часть - отдельно, двигатель - отдельно, сломаны траверсы, скручена рама.
Не в первый раз созерцала собственный разбитый мотоцикл, но обидно было впервые: 15-летний Honda 1100C Shadow, доживший до «седых волос» на родной краске и фирменных болтах, так глупо погиб.
- А где, - спросила, - автобус?
- Уехал, - ответил констебль.
- Как - «уехал»? Дайте хоть протокол!
- Протокола нет - по законам Эстонии, при согласии сторон и отсутствии пострадавших мы можем не оформлять происшествие.
- Но я-то не согласна!
- Мы поговорили с водителем автобуса, он оказался вполне адекватным человеком, признал свою вину. Вот его данные. Происшествие зарегистрируем в своем отделении. Фотографии сделали.
- А вы взяли у него расписку в том, что он признал вину?
- Нет. Кажется, он порядочный человек - так переживал, что мы решили не наказывать его и отпустили.
- В любом случае мне нужен документ, чтобы пересечь границу с разбитым мотоциклом. А вдруг, скажут, я сбила человека? Составляйте протокол!
- Девушка, что вы лезете со своими законами в нашу страну? Повторяем: у нас такие ДТП не оформляются. Вы - русская, водитель - русский, так что езжайте в Россию и там разбирайтесь.
Я не верила своим ушам: нет ни виновника происшествия, ни протокола, ни расписки и уже нет мотоцикла. Только обрывок картонки в руках с нацарапанными на ней номерами телефона водителя и его страховки.
РАЗБОРКА С НАЧАЛА.
По счастливой случайности в записной книжке телефона у меня оказался номер Григория, организатора фестиваля Narva Bike. Набрала, объяснила ситуацию - мол, срочно нужен транспорт для перевозки мотоцикла в Питер, виза заканчивается через несколько часов. Потом звоню другу в Питер. Он пообещал встретить после границы.
Буквально через пять минут приехал Григорий, чуть позже - его друг юрист Александр, на подмогу прикатили еще несколько байкеров. Разговор с полицейскими начался заново, уже на юридическом языке. Опять никакого эффекта. Тогда ребята сделали «волшебный» звонок своему знакомому (и по совместительству одному из руководителей дорожной полиции Нарвы), и появилась надежда на благополучное разрешение дела. Мы с Александром поехали в полицию, где тот же констебль уже в письменном виде описал ситуацию, распечатал текст на бланке и, поставив все нужные подписи и печати, вручил мне. Ура, теперь у меня есть бумажка под названием «справка»!
Когда мы вернулись из полиции к погранпереходу, вокруг мотоцикла уже кипела работа. Его частично разобрали и загрузили в багажное отделение туристического автобуса, который вез артистов с Narva Bike в Питер. Пограничников на двух границах - эстонской и русской - уже предупредили, что в автобусе с артистами аварийный мотоцикл. Все, еду домой.
А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?
Нарвские байкеры поспособствовали тому, чтобы в Эстонии делу дали ход. Уже на следующий день я получила из полиции фотографии с места событий. Просматривая их, снова подивилась некомпетентности эстонских стражей порядка: ни на одном фото не видно автобуса. Вот шлагбаум, вот мой мотоцикл, вот полицейский около него, а автобуса и тем более его водителя нет. А был ли мальчик?..
Был и, на мое счастье, действительно оказался приличным человеком. Уже в Питере написал расписку, подтверждавшую его вину. По словам водителя, он и вызвал полицию. Меня искали около часа, после чего полицейские предложили ему уехать, чтобы не задерживать таможню и пассажиров, хотя сам виновник был согласен ждать. Представители его компании отзвонились в Моторный центр Эстонии, куда стекается информация о всех местных ДТП, и зарегистрировали происшествие.
В свою очередь, полицейские признали неправомерность собственных действий, задним числом возбудили дело и передали сведения об этом в тот же Моторный центр. Мне в электронном виде выслали протокол, а позже водитель автобуса привез из Нарвы оригинал этого документа.
КТО ЗА ВСЕ ЗАПЛАТИТ?
Но впереди меня ждала канитель... Хотелось понять, кто за все заплатит? Выяснила, что деньги надо требовать у страховой компании виновника. Те, кто регулярно мотаются в Европу, знают все о страховках, правилах поведения при авариях за границей и прочь. Для меня же все было внове. Так, я узнала, что у России нет своей «зеленой карты» (страховки на транспортное средство, типа ОСАГО, действующей за границей) - у нас работают только зарубежные представительства. У меня была латвийская «зеленая карта», у виновника ДТП - польская. Происшествие произошло в Эстонии. Компании, продавшие нам эти страховки в Питере, ничего общего с латвийским и польским страхователями не имели: они посредники. То есть, продавать - продают, а ответственности не несут. Иначе говоря, деньги - в карман, концы - в воду.
Первые две недели мои мимические мышцы лица забыли, как улыбаться. Я нашла представительство польской компании виновника в Питере (да, оно у нас есть!), здесь мне пообещали, что отправят информацию о происшествии в головной офис в Польше. Передала документы, полторы недели ждала ответа. И поняла, что никто ничего делать не собирается.

По законам Европейского Союза, страховка выплачивается на территории той страны, где произошло ДТП. Я обратилась в эстонское представительство страховой компании виновника, и они согласились вести мое дело. Это был прорыв! На мои вопросы эстонцы, молодчаги, отвечали быстро, четко и, что самое главное, по-русски. Хоть и плохо: если произносили название улицы или учреждения, невозможно было его ни запомнить, ни записать. Месяц я переписывалась с эстонской страховой на английском, досконально изучив, а затем и применив все тонкости этикета электронного общения. Из документов от меня требовалось прислать в электронном виде только данные независимой экспертизы о повреждениях мотоцикла, сделанной по европейским стандартам (можно, сказали, и на русском языке), и копию водительского удостоверения.
ОЦЕНКА И КОМПЕНСАЦИЯ.
В Питере всего три конторы, занимающиеся оценкой повреждений мотоциклов. В одной из них меня встретили прохладно: потребовали справку из ГИБДД. Я объяснила, что ДТП произошло на территории Эстонии, где ГИБДД нет, потому и нет справки. «Тогда ничем не можем помочь!» Немного уговоров, и оценщики согласились рассмотреть протокол нарвской полиции.
Оказалось, в России на оценку последствий ДТП нужно три недели! Но мне повезло: оценщик, молодой человек, провел экспертизу и выдал результаты за семь дней. Однако сумма предполагаемой выплаты оказалась меньше, чем я ожидала, ведь мотоцикл восстановлению не подлежал, а если и подлежал, то с большими, чем подсчитал оценщик, денежными затратами.
Отправила отсканированную экспертную оценку в эстонскую страховую компанию. (Удивительно, но, кроме нее и водительского удостоверения, у меня не потребовали ни копии паспорта, ни подписи, ни - опасалась, что будут настаивать - личного присутствия, ни кучи других справок, при помощи которых пьют кровь наши бюрократы!) Страховую выплату я получила быстро - всего через полторы недели на мой счет «упали» деньги. Но рано радовалась - не вся сумма. Эстонская страховая по не объясненным собственным соображениям не доплатила 500 евро. Грабеж!
Тогда я предприняла попытку вернуть деньги, которые заплатила за ОСАГО, - эту страховку я оформила в Питере за месяц до аварии. Как же, разогналась! Мне сразу «напомнили», в каком государстве я живу: потребовали либо копию справки-счета о продаже мотоцикла, либо документ о его утилизации. Ни того ни другого, естественно, не существовало. Заключение экспертизы, в котором черным по белому написано, что в мотоцикле нет передней части, питерских страховщиков не устроило - а вдруг я исхитрюсь кататься на одном заднем колесе...
Фотографии с места происшествия: видно, что передняя часть мотоцикла восстановлению не подлежит

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Из всего я вынесла урок и выводами делюсь с теми, кто собирается за границу.
- По возможности, помимо «зеленой карты», купите страховку на таможне той страны, в которую въезжаете. Стоит она около 3000 руб., но в случае ДТП (храни вас судьба!) вся возня, которая отняла у меня многие недели жизни, завершится за три дня.
- Выезжайте из страны за пару дней до окончания срока действия визы.
- Забейте в телефонную книжку мобильника номера местных байкеров.
- В случае ДТП всегда требуйте протокол. Даже когда его не дают.
Юрист «За рулем» Сергей СМИРНОВ вот как прокомментировал эпизод рассказа об отказе питерского страховщика вернуть деньги за ОСАГО:
- Правилами страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утвержденных Постановлением правительства РФ от 07.05.2003 г., № 263) предусмотрена возможность досрочного прекращения договора обязательного страхования. Среди прочих условий договор может быть расторгнут в случае полной гибели или утраты транспортного средства, указанного в страховом полисе. При этом страховая премия, уплаченная страхователем, ему не возвращается только в случаях, установленных законом: нельзя рассчитывать на возврат денег за страховку, если досрочное прекращение договора связано с ликвидацией страховой компании (что лично мы считаем несправедливым - прим. ред.); если страхователь при заключении договора не уплатил премию; если страхователь отказался продлевать договор на следующий срок и если страхователь при заключении договора предоставил о себе ложные сведения. В остальных случаях часть страховой премии (за неиспользованные месяцы) должна быть возвращена страхователю в течение 14 дней после поступления заявления от клиента о прекращении договора.
В описанной ситуации отказ в досрочном прекращении договора и возврате части страховой премии следует квалифицировать как незаконный. И абсолютно не важно, по какой причине владелец мотоцикла решил расторгнуть договор - достаточно одного его волеизъявления.

Комментариев нет:

Happy New Year 2011

www.johnnypag.com

www.johnnypag.com
Johnny Pag and I - NarvaBike 2010

FunPic

Guest

stat

Blogger counter

Постоянные читатели

World

Recent Posts

weather

Radio on-line

visitors

Flag counter

free counters

Мой список блогов

Популярные сообщения

Blog Archive

SNAKE VIT Tuning Atelier 2005

Egoist project

поиск by Kolka

  © DEEP-MATT Petrovich 2005-2011

Back to TOP